Применение на учебных занятиях современных образовательных технологии:
субъектно-ориентированные технологии (Л.В. Байбородова[6]),
социо-игровые (В.М. Букатов [10]),
эвристического обучения (А.В. Хуторской[98]),
информационно-компьютерные (Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская [40], А.А. Аксюхин, А.А. Вицен[1], Т.В. Никулина [65]),
исследовательские (А.В. Леонтович, С.А. Обухов [2, 70], А.И. Савенков [87]),
проектные (Е.С. Полат [66]),
кейс-технологии (О.В. Клезович, И.В. Шеститко [42]),
интерактивные (М.В. Кларин [47], Т.С. Панина [73]),
творческого развития (А.А. Гин[18]),
кооперативного обучения (сингапурская методика [111], С. Каган [45], О. Жебровская [33]),
рефлексивные (А.В. Хуторской [98], Н.И. Запрудский [37]),
проблемного обучения (М.И. Махмутов [60], И.Я. Лернер [57]);
формирования умственных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер [44], Н.Н. Поспелов [82], Н.Ф. Талызина [92]),
формирования научных понятий (Н.Ф. Талызина [92]),
основанные на использовании моделей и схематических изображений (В.В. Давыдов [30, 31], А.А. Остапенко [72], В.Э. Штейнберг [106]),
технологиями более узкого «функционального спектра»:
бриколаж (И.П. Герасимова [17], А. Пуляевская[85], Сонина М.Н. [89]),
teachback (учимся, объясняя, что мы учили. А. Пуляевская[85]), кроссенс (А. Пуляевская[85]), и другие.
Список использованных источников
- Аксюхин, А. А., Вицен, А. А., Мекшенева, Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке //Современные наукоемкие технологии. — 2009. – № 11. – С. 50– 52.
- Алексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина //Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 1. – С. 24 – 33.
- Анисимов, О.С. Методологический словарь для стратегов. – Т1. Стратегии в пространстве макроуправления /О.С. Анисимов [Электронный документ]. – Режим доступа: http://metodologika.ru/sites/default/files/content/Docs/2004/ MetDicV1.pdf. – Дата доступа: 12.11.2015.
- Асмолов, А. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе /А. Г. Асмолов, Г. В. Бур-менская, И. А. Володарская, О. А Караганова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. - гон. – № 1. – С. 104-110.
- Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Байбородова, Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] /Л.В. Байбородова. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_29368969_ 68827340.pdf. – Дата доступа: 22.02.2018.
- Берков, В.Ф. Вопрос как форма мысли /В.Ф. Берков. – Минск: Изд-во БГУ, 1972. – 133 с.
- Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
- Бриколаж как прием развития творческого мышления /И.П. Герасимова, М.Г. Низенькова, С.П. Одегова: материалы семинара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: wiki.tgl.net.ru. – Дата доступа: 18.03.2019.
- Букатов, В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социо-игровых технологий обучения: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии и химии /В.М. Букатов, А.П. Ершова. – СПб.: Школьная лига, 2013. – 240 с.
- Бьюзен, Т. Супермышление/ Т. Бьюзен, Б. Бьюзен; Пер. с англ. Е.А. Самсонов. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 304 с.
- Вартанова, Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее : академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. — М. : МедиаМир, 2017. — 160 с.
- Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 404 с.
- Воровщиков, С.Г. Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно-ориентированного образования /С.Г. Воровщиков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eidosinstitute.ru/journal/2012/100. – Дата доступа: 06.06.2019.
- Воронцов, А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы /А.Б. Воронцов //Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. - № 3. – С. 56 – 69.
- Гелясина, Е.В. Статистические методы управления качеством дистанционного повышения квалификации педагогов: монография /Е.В. Гелясина. - Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2015. – 176 с.
- Герасимова, Е.К. Методика разработки электронных учебных материалов на основе сервисов Web 2.0 в условиях реализации ФГОС общего среднего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 /Е.К. Герасимова – Московский городской педагогический университет. - Москва, 2015. – 25 с.
- Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя /А.А. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88 с.
- Глазунова, О.И. Лонгитюдное исследование детского развития в школе мыследеятельностной педагогики /О.И. Глазунова // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 1. – С. 30 – 41.
- Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Метод. пособ. для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы /Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова /Под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Изд-во «Учебная литература», Изд. дом «Федоров», 2006. – 176 с.
- Горский, В.А. Дидактический потенциал учебно-исследовательской деятельности / В.А. Горский, Д.В. Смирнов /Интеграция общего и дополнительного образования: методические рекомендации /под науч. ред.: В.А. Горского; авт.-сост. В.А. Горский, С.В. Ким, Д.В. Смирнов; Учреждение РАО «Институт содержания и методов обучения». – М.: УРАО ИСМО, 2011. – С. 47 – 69.
- Горский, В.А. Преемственность общего и дополнительного образования как педагогический феномен //Вестник Владимирского гос. ун-та им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Сер. Педагогические и психологические науки. – 2016. - № 24. – С. 48 – 51.
- Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб. пособ. по спец-курсу для ст-ов пед. ин-тов /А.К. Громцева. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
- Громыко, Н. В. Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: пйр://и§.га/те1Поа_агпс1е/90. - Дата доступа: 20.09.2020.
- Громыко, Н.В. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы со знаниями /Н.В. Громыко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1314.ru/taxonomy/term/7. – Дата доступа: 25.08.2020.
- Громыко, Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников /Н.В. Громыко [Электронный документ http://kislovka-school.ucoz.ru/pr_doc/gromyko.doc. – Дата доступа: 20.09.2020
- Громыко, Н.В. Обучение схематизации в школе: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов: Учеб-метод. Пособ. Для уч-ся 10-11 классов. – М.: Пушкинский институт, 2005. – 477 с.
- Громыко, Н.В. Смысл и назначение метапредметного подхода в образовании /Н.В. Громыко [Электронный документ]. – Режим доступа: http://ug.ru/method_article/90. – Дата доступа: 20.09.2020
- Громыко, Ю.В. Метапредмет «Знак» /Ю.В. Громыко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www epistemoteka.ru/7. – Дата доступа: 28.04.2020.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов /В.В. Давыов. – 2. изд . – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 478 с.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование /В.В. Давыдов, А.У. Варданян. – Ереван: Луйс, 1981. – 220 с.
- Дубовицкая, Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации /Т.Д. Дубовицкая //Вопросы психологии. – 2005. – №1. – с. 73-79.
- Жебровская, О. Применение сингапурской методики на уроке [Электронный ресурс] /О. Жебровская. – Режим доступа: http://s.ext.spb.ru/ 2_Webinars/3_2016/2016-12/Primenenie_singapurskoi_tehnologii_na_yroke.pdf. – Дата доступа: 18.03.2019.
- Жук, А.И. Развитие исследовательской и инновационной деятельности учащейся и студенческой молодежи /А. И. Жук //Адукацыя і выхаванне. – 2014. – № 1. – С. 5 – 13.
- Жук, О. Л. Компетентностный подход в стандартах высшего образования по циклу социально-гуманитарных дисциплин /О.Л. Жук //Вышэйшая школа. – 2006. - №5. – С. 21 – 25.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. /В.И. Загвязинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей /Н.И. Запрудский. – 2-е изд. /Н.И. Запрудский. – Мн.: Сэр-Вит, 2004. – 288 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 122 с.
- Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников /Л.Я. Зорина. – М.: Педагогика, 1978. – 128 с.
- Иванова, Е.О. Теория обучения в информационном обществе /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2020/2021 учебном году» [Электронный ресурс] – Режим доступа: / https://adu.by/images/2020/10/imp-MO-RB-inform-tehnologii.pdf . – Дата доступа: 03.12.2020.
- Интенсивное обучение: организация контроля знаний и умений обучающихся: практическое руководство /И.В. Шеститко, О.В. Клезович, А.В. Маковчик, О.В. Зеленко, Е.С. Шилова. – Минск: Светлая роща ИППК МЧС РБ, 2014. – 75 с.
- Информатизация образования [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. — Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ . – Дата доступа: 15.01.2021.
- Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся /Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Просвещение, 1968. – 288 с.
- Каган, С. Приемы кооперативного обучения [Электронный ресурс] /С. Каган. – Режим доступа: http://www.kaganonline.com/online_magazine . – Дата доступа: 18.03.2018.
- Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978. – 208 с.
- Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) /М.В. Кларин. – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.
- Клезович, О.В. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство / И.В. Шеститко [и др.]; рец. О.В. Клезович. - Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. - 136 с.
- Колесина, К.Ю. Смыслообразующий потенциал метапроектного обучения /К.Ю. Колесина // Вестник Южного федерального университета. Филологические науки. – 2013. - №1. – С. 186 – 192.
- Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://metodist.mgddm.by/kontseptsiya-tsifrovoj-transformatsii-protsessov-v-sisteme-obrazovaniya-respubliki-belarus-na-2019-2025-gody/ – Дата доступа: 15.01.2019.
- Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы /В.Т. Кудрявцев. – М.: Знание, 1991. – 80 с.
- Кудрявцев, Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач) /Т.В. Кудрявцев. – М.: Педагогика, 1975. – 304 с.
- Кузьмина, М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.
- Лазарев, В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности /В.С. Лазарев //Педагогика. – 2014. – №6. – С. 3 – 12.
- Леонтович, А.В. Становление субъекта собственной деятельности в научно-практическом образовании школьников: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/86206250-Leontovich-aleksandr-vladimirovich-stanovlenie-subekta-sobstvennoy-deyatelnosti-v-nauchno-prakticheskom-obrazovanii-shkolnikov.html – Дата доступа: 15.12.2020
- Лернер, И.Я. Показатели системы учебно-познавательных заданий /И.Я. Лернер //Новые исследования в педагогических науках. – 1990. - № 2(56). – С. 34 – 37.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение /И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1974. - 64 с.
- Марей, А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx. – Дата доступа: 15.03.2018.
- Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /А.М. Матюшкин. – М. Педагогика, 1972. – 206 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
- Мельникова, Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Электронный ресурс] /Е.Л. Мельникова. – Режим доступа: http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf. – Дата доступа: 25.06.2019.
- Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников /Под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. – Красноярск: Печатный центр КПД, 2006. – 132 с.
- Морозов, Ф.М. Схемы как средство описания деятельности (эпистемологический анализ) /Ф.М. Морозов. – М.: Изд-во института философии РАН, 2005. – 181 с.
- Научные основы взаимодействия и преемственности формального, неформального и внеформального образования: Монография /Под ред. М.В Рыжакова, В.А Горского, Г.Ф. Суворовой. – Уфа: Издательство института развития образования республики Башкортостан, 2012. – 308 с.
- Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107–113.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за ведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева , А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат . – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
- Образование и педагогическая наука: Труды национального института образования. – Выпуск 3. Ценностно-смысловые ориентиры и системы. – Серия 3. Математическое и естественнонаучное образование; редкол.: С.А. Гуцанович [и др.]. – Минск: НИО, 2011 – 222 с.
- Образование и педагогическая наука: Труды национального института образования. – Вып. 3. Подходы и принципы. – Серия 2. Социокультурное образования /Отв. ред. О.Е. Лисейчиков. – Мн.: НИО, 2010. – 272 с.
- Образовательный проект Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://scratch.by/teachers/curriculum/.– Дата доступа : 19.01.2021.
- Обухов, А.С. Развития исследовательской деятельности учащихся /А.С. Обухов. – М.: Прометей, 2006. – 224 с.
- Осмоловская, И.М. Обучение в информационно-образовательной среде: теория и практика // Открытая школа. - 2014. –№ 8. – с.5 -9
- Остапенко, А.А Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии /А.А. Осапенко. – М.: Народное образование, 2005. – 384 с.
- Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
- Пархоменко, Е. Н. Формирование логического мышления учащихся 5-8 классов на основе интеграции образовательных технологий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. Н. Пархоменко; БГПУ им. Максима Танка. - Минск, 2015. - 30 с.
- Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности /Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве /Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 51 – 58.
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов /К.Н. Поливанова: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
- Попкова, Е.В. (Гелясина, Е.В.) Инновационный потенциал учреждения образования: сущность и пути определения /Е.В. Попкова //Кіраванне ў адукацыі.- 2010. – № 3.- С. 10 – 17.
- Попкова, Е.В. (Гелясина, Е.В.) Оценка кадровой составляющей инновационного потенциала учреждения образования //Кіраванне ў адукацыі.- 2011.- № 7. - С. 22 – 32.
- Попкова, Е.В. (Гелясина, Е.В.) Сущность и структура информационно-компьютерной культуры личности //Адукацыя i выхаванне. – 2002. - №6. – С. 9 – 13.
- Попкова, Е.В. (Гелясина, Е.В.) Феномен технико-технологической культуры: сущность и содержание /Е.В. Попкова, О.С. Аранская //Современные тенденции трудового обучения и воспитания молодежи: М-лы респ. науч.-практ. конф., Витебск, 1 дек. 1999 г. /ВГУ им. П.М. Машерова. – Витебск: Изд-во ВГУ, 2000. – С. 49 – 55.
- Поспелов, Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников /Н.Н. Поспелов, И.Н. Поспелов. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. № 125 "Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf – Дата доступа: 15.01.2019
- Потапова, М.В. Современный инструментарий отслеживания компетенций и универсальных учебных действий обучающихся /М.В. Потапова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - № 2. – С. 181 – 193.
- Пуляевская, А. Инновации в образовании-2016 [Электронный ресурс] /А. Пуляевская. – Режим доступа: http://nitforyou.com/innovacii-v-obrazovanii-2016.html. – Дата доступа: 18.03.2018.
- Русецкий, В.Ф. Использование информационно-образовательных ресурсов в целях формирования информационно-коммуникационной компетенции: к постановке проблемы /В.Ф. Русецкий // Педагогическая наука и образование. – 2014. - №2. – С. 14 – 21.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников /А.И. Савенков // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2007. – № 3. – С. 14 – 24.
- Сологубова, Г. С. Составляющие цифровой трансформации : монография / Г. С. Сологубова. – Москва : Юрайт, 2019. – 141 с. – ISBN 978-5-534-11335-8.
- Сонина, М.Н. Что кроме учебника (технология бриколаж) / М.Н. Сонина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=gZcgYkUbLhA. – Дата доступа: 18.03.2018.
- Стратегия «Наука и технологии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nasb.gov.by/congress2/strategy_2018-2040.pdf. – Дата доступа : 19.01.2021.
- Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы [Электронный ресурс] : утв. Президиумом Совета министров Респ. Беларусь, 03 нояб. 2015 г., № 26 // Электронное правительство Республики Беларусь. – Режим доступа: http://e–gov.by/zakony–i–dokumenty/strategiya– razvitiya–informatizacii–v–respublike–belarus–na–2016–2022–gody. – Дата доступа: 03.01.2021
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 345 с.
- Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения /А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп /Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
- Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении /Л.М. Фридман. – М.: Знание, 1984. – 80 с.
- Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е. К. Хеннер. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 191 с. – ISBN 978-5-9963-2617-4.
- Худенко, Л.А. Исследование информационно-коммуникационной компетентности учащихся IX классов Республики Беларусь /Л.А. Худенко, С.М. Авдеева //Веснiк адукацыi. – 2014. - №1. – С. 3 – 10.
- Хуторской, А. В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект / А. В. Хуторской // На
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов /А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
- Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. — Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/wiki/цифровизация. – Дата доступа: 15.02.2021.
- Цифровизация экономики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/president/view/lukashenko-tsifrovizatsija-obespechit-bolee-effektivnuju-rabotu-realnogo-sektora-ekonomiki-322997-2018/ . – Дата доступа: 25.10.2018.
- Цукерман, Г.А. Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии /Г.А. Цукерман //Вопросы психологии. – 1998. - № 3. – С. 17 – 31.
- Чуланова, Н.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 /Н.А. Чуланова; Саратовский национальный исследовательский гос. университет имени Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2017. – 24 с.
- Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 208 с.
- Шамова, Т. И. Компетентностный подход в образовании — ответ на вызовы XXI столетия // Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: сб. мат. научно-практ. конференции. — М.: МПГУ, МАНПО, 2006. — С. 3-5.
- Штейнберг, В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии /В.Э. Штейнберг. – М.: Народное образование, 2015. – 351 с.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия /В.А. Штофф. – М.; Л.: Наука, 1966. – 302 с.
- Щедровицкий, Г.П. Психология и методология: Ситуация и условия возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий /Г.П. Щедровицкий. – М.: Путь, 2004. – 368 с.
- Эльконин, Б.Д. Подростковый этап школьного образования в системе Эльконина – Давыдова /Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова //Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С. 118 – 142.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Издание 2-е. – Москва : Сентябрь, 2000. – 112 с.
- Ялышева, А.А. Сингапурская методика [Электронный ресурс] / А.А. Ялышева. – Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/52/journal_ 48_07-12.pdf. – Дата доступа: 18.03.2019.