План проведения мероприятия
«Неделя нулевого травматизма»
период проведения: с 21.04.2025 по 27.04.2025
Цель проведения: обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах, предотвращения случаев производственного травматизма в организациях путем оперативного выявления нарушений норм охраны труда и применения мер по их устранению.
№ п/п |
Наименование мероприятия
|
Дата |
Ответственный |
1. |
Размещение информации о проведении «Недели нулевого травматизма» и поддержке концепции Vision Zero, материалов по охране труда, электро- и пожарной безопасности, о безопасных методах и приемах выполнения работ, правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях на сайте школы, информационных стендах |
21.04.2025 |
Маслова В.А., заместитель директора по учебной работе Крупа И.Н., ответственная за размещение информации на сайте |
2. |
Информирование работников по вопросам охраны труда, пожарной безопасности, в том числе об их правах и обязанностях в этой сфере, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах коллективной и индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда и другим вопросам, связанным с обеспечением охраны труда |
22.04.2025 |
Хохлачёва О.Ф., заместитель директора по хозяйственной работе Крупа И.Н., общественный инспектор |
3. |
Проведение семинара с сотрудниками школы «Профилактика производственного травматизма. Пропаганда безопасных условий труда» с доведением до сведения типичных нарушений, повлекших гибель (травмирование) работающих в организациях Гомельской области, и мерах по их профилактике |
23.04.2025 |
Маслова В.А., заместитель директора по учебной работе Крупа И.Н., общественный инспектор |
4. |
Мониторинг соответствия оборудования и процессов производства требованиям по охране труда на рабочих местах, где используется оборудование, инструменты |
23.04.2025 |
Хохлачёва О.Ф., заместитель директора по хозяйственной работе Крупа И.Н., общественный инспектор |
5. |
Контроль за своевременным проведением медицинских осмотров Проведение рейда «Аптечка»: проверка наличия, комплектации аптечек первой помощи универсальных. Контроль за сроком годности медицинских препаратов |
24.04.2025 |
Хохлачёва О.Ф., заместитель директора по хозяйственной работе Крупа И.Н., общественный инспектор |
6. |
Мониторинг состояния рабочих мест, кабинетов, спортивных залов, бытовых помещений; исправности и соответствия оборудования требованиям норм и правил охраны труда. Принятие мер по устранению нарушений |
25.04.2025 |
Хохлачёва О.Ф., заместитель директора по хозяйственной работе Крупа И.Н., общественный инспектор |
7. |
Изучение обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и контроль за их применением |
26.04.2025 |
Хохлачёва О.Ф., заместитель директора по хозяйственной работе |
8. |
Предоставление информации о результатах проведения Недели нулевого травматизма на сайте учреждения образования |
27.04.2025 |
Крупа И.Н., ответственная за размещение информации на сайте |
Профилактика детского травматизма
Травма (от латинского слова) – телесное повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.
Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.
Виды детского травматизма:
- бытовой;
- уличный (ДТП связанный с транспортом, нетранспортный);
- школьный;
- спортивный;
Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в общеобразовательном учреждении:
- в учебном классе на уроке;
- на уроке физической культуры;
- на переменах,
- во время внеклассного мероприятия.
Виды детских травм: ушибы, порезы, рваные раны, переломы рук, ног, травма спины, травма внутренних органов и т.д.
Причины школьного травматизма:
- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в образовательной среде;
- неумение распознавать травмоопасную ситуацию и быстро ориентироваться;
- чрезмерная активность учащихся (нарушение дисциплины, озорство, шалости и неосторожное поведение);
- недооценка степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- неосторожное поведение на лестнице, на занятиях спортзалах или на спортивных площадках;
- индивидуально-психологические особенности ребёнка (двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, плохая координация, ориентация в пространстве, низкий уровень самоконтроля).
- возрастные особенности учащихся.
Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно предупредить или избежать путём принятия профилактических мер. Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в образовательной организации включают в себя:
- Профилактика детского травматизма:
- Доходчиво разъяснять ребёнку те факты, которые лежат в основе поведения, у истоков детских травм.
- Необходимо воспитывать у ребенка чувства ответственности, наблюдательности, внимания, предусмотрительности.
- Формирование у ребёнка умения распознавать травмоопасные ситуации и понимать какие и когда возможны повреждения.
- Убедить ребёнка в том, что многое можно предотвратить.
- В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).
- Вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях;
Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.
Работа по профилактике детского травматизма в нашей школе включает в себя:
- Уголки безопасности; (информация по ПДД, ППБ, ОСВОДу и личной безопасности)
- Памятки и инструктажи по предупреждению детского травматизма, Ежедневные минутки безопасности и т.д.
- Классные часы и информационные часы.
- Детские проекты и творческие задания по данной тематике.
- Дежурство учителей и руководства школы на переменах.
- Дежурство учащихся в коридорах и столовой.
- Организация досуга детей на переменах. (Игры в коридоре, в классе – шашки, шахматы, настольные игры)
- Доведение информации до родителей о видах детских травм.
Все несчастные случаи в школе фиксируются в журнале учета несчастных случаев с учащимися, составляется протокол расследования несчастного случая. Журналы установленной формы пронумерованы и прошиты.
По каждому случаю травматизма проводится пед. расследование, составляется Акт о несчастном случае в четырех экземплярах, в котором дается краткая характеристика места, где произошел несчастный случай, описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с данным несчастным случаем, изложить последовательность событий.
Алгоритм действий педагогических работников при детском травматизме и несчастных случаях:
- Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему (Сразу же отвести школьника в медицинский кабинет, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения).
- Сообщить руководителю учреждения образования (дежурному администратору) о случившемся.
- Сообщить законным представителям учащихся о случившемся.
- Написать докладную (объяснительную) на имя директора о случае травматизма.
- Взять пояснительные записки от очевидцев несчастного случая.
- После каждого случая травмирования с учащимися проводится внеплановый инструктаж по правилам поведения в школе и по охране труда и здоровья на уроках физкультуры (в зависимости от характера получения травмы и того места, где произошел случай травматизма).
- Классному руководителю владеть информацией о состоянии пострадавшего до полного его выздоровления. (Пострадавший подтверждает справкой своё отсутствие в результате случая травматизма).
Концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм»
Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) Концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция предлагает семь «золотых правил», реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Нулевого травматизма»:
- Стать лидером – показать приверженность принципам.
- Выявлять угрозы – контролировать риски.
- Определять цели – разрабатывать программы.
- Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации.
- Обеспечивать безопасность и гигиену на рабочих местах, на рабочих местах, при работе со станками и оборудованием.
- Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки.
- Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.
1. Стать лидером – показать приверженность принципам
Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда на вашем предприятии.
Каждый работодатель, директор и менеджер несёт ответственность за охрану труда на предприятии. Качество руководства определяет не только практику в области охраны труда, но и собственную привлекательность, успешность и устойчивость. Оно требует открытого взаимодействия и чёткой культуры управления. Качественное руководство характеризуется в том числе предсказуемостью, последовательностью и вниманием к деталям.
Директора и менеджеры показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками предприятия. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступают сами менеджеры, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.
2. Выявлять угрозы – контролировать риски
Оценка рисков является важным инструментом, позволяющим своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно должны оцениваться аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации.
Вы поступаете рационально, анализируя угрозы и риски, чтобы предупредить производственные аварии и сбои, что позволяет вам оценивать потенциальные факторы риска, а также определять и документировать необходимые превентивные меры. Поэтому этим инструментом сегодня пользуются во всём мире.
Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников предприятия. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.
3. Определять цели – разрабатывать программы
Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе.
Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда на предприятии и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе, например, в рамках трёхлетней программы.
Существует несколько вариантов целенаправленного программного подхода: вы ставите целью неуклонное снижение числа производственных аварий, либо вы выделяете вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, эксплуатации вилочных погрузчиков и использованию индивидуальных средств защиты или снижению уровня загрязнения рабочей среды пылью. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что на предприятии предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.
4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации
Систематическая работа по совершенствованию охраны труда на предприятии – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.
Имея высокоорганизованную систему охраны труда, любое предприятие работает без сбоев, поскольку уменьшается число неисправностей, простоев и проблем с качеством продукции. Это веский довод в пользу эффективной организации охраны труда – все это окупится!
Вам помогут перечни контрольных вопросов. Тем, кто хочет добиться большего, следует создать систему управления охраной труда как основу для постоянного совершенствования. Успешный аудит после её внедрения открывает путь к сертификации и признанию.
5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием
Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места являются обязательными условиями безаварийной работы. Кроме того, должно учитываться влияние производственной среды на здоровье работников.
Эффективные стратегии в области охраны труда предусматривают технические, организационные и индивидуальные меры. Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.
Естественно, не всегда имеется возможность использовать новейшие технологии. В таких случаях необходима модернизация. Уже доказала свою состоятельность практика информирования отдела снабжения о том, что на первом месте должны стоять вопросы безопасности и что безопасное оборудование должно быть частью любого производственного процесса. Необходимо помнить, что большинство несчастных случаев происходит во время экстренного или планового ремонта и технического обслуживания, поскольку проведению этих работ зачастую препятствует конструктивные особенности объекта либо они проводятся без использования средств защиты или с их использованием в неисправном состоянии. Администрация предприятия должна не допускать подобных ситуаций.
6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки
Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.
После аварии часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и производственное оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Руководство компании несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности на предприятии и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.
Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении представителей руководства и администрации предприятия!
7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия
Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!
Поощрение сотрудников к соблюдению правил техники безопасности является одной из главных обязанностей руководителя. Предприятия, которые заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.
Если с работником советуются, например, когда оцениваются риски или разрабатываются рабочие инструкции, он активнее стремится следовать правилам. Повышению мотивации способствует проведение регулярных интерактивных мероприятий и информационных дней, в ходе которых можно приобрести практический опыт и знания об охране труда. Ничего не стоит похвалить работников за соблюдение правил безопасности, узнать их мнение, поинтересоваться, как они решают сложные производственные задачи, и немедленно отреагировать на неосторожные действия или опасную ситуацию.
В то же время это помогает формировать личную позицию работников и мотивирует их к безопасной, вдумчивой и, главное, уверенной работе.
Цель заключается в том, чтобы каждый работник заботился о себе, равно как и о своих коллегах. «Один за всех, все за одного»!