Забота о здоровье – это
важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний и вера в
свои силы.
В.А. Сухомлинский
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в нашем учреждении образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Организации питания обучающихся в учреждении осуществляется согласно статье 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании с соблюдением нормативных правовых актов и иных документов. Питание организуется согласно разработанного примерного двухнедельного меню, которое вывешено на информационном стенде. Организовано диетпитание.
В системе школьного питания реализуется принцип многоуровневого контроля качества питания, в том числе основная роль в организации и контроле за качеством питания отводится Совету по питанию.
В начале учебного года был создан Совет по питанию, в который включены администрация, родители, члены совета старшеклассников, заведующая производством.
Совет по питанию осуществляет работу в соответствии с планом работы на год, утвержденным директором.
Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же. Школа была и остается началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана Программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Цель программы:
- осуществление принципиального внутреннего контроля за соблюдением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия при организации учебно-воспитательного процесса и питания учащихся, направленного на сохранение жизни и здоровья детей;
- формирование единого подхода к организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Задачи программы:
- обеспечение внедрения программы производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- повышение ответственности работников учреждения за проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- принятие дополнительных мер по недопущению возникновения эпидемических осложнений и вспышечной заболеваемости острыми кишечными инфекциями в учреждении образования;
- повышение уровня санитарно-гигиенической грамотности работников учреждения.
Столовая гимназии полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима. Своевременно осуществляется контроль за изъятием посуды со сколами и трещинами.
Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное умывальниками, дозаторами для жидкого мыла и сушилками для рук.
Большое внимание уделяется правильному хранению продуктов: имеется 2 холодильника, морозильник, морозильный ларь и 1 морозильная камера, предназначенные для хранения разного вида продуктов, соблюдая товарное соседство, пароконвектомат.
Интерьер нашей столовой необычен и красив, выполнен в народном стиле, а атмосфера наполнена теплом и домашним уютом. На столах всегда есть салфетки.
На пищеблоке ведутся журналы:
- «Здоровье»;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- журнал контроля влажности в помещениях;
- журнал внутреннего контроля;
- журнал контроля работы бактерицидной лампы;
- книга учета поступления товаров.
Контроль качества питания постоянно осуществляет Совет по питанию. Качество готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей гимназии.
На каждой перемене в столовой находится дежурный администратор и педагог, дежурные учащиеся.
Дежурный администратор регулярно контролирует питание обучающихся на переменах: своевременность подачи заявок, количество питающихся, качество питания.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ проводится С витаминизация блюд. Кроме того ежедневно проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции.
В столовой качественно работают повара. Введены новые фирменные блюда. Имеется цех сыпучих продуктов, мясной цех, кухня, овощной цех. В кабинете заведующей производством имеется ноутбук, принтер, выход в интернет.
В буфете гимназии учащимся предлагаются широких ассортимент: выпечка, мучные изделия, соки, чай, напитки, молочные коктейли, мармелад, зефир, мюсли, орехи, гематоген и другие. Для удобства - оплату можно производить через терминал.
По мере необходимости проводится анкетирование учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, удовлетворенности работой школьной столовой. Результаты анкетирования выносятся для обсуждения на совещания при директоре, на родительские собрания и заседания Совета по питанию. Так, по результатам анкетирования 98% учащихся удовлетворены питанием в школьной столовой, качеством приготовленной пищи. Ежегодно проводится "Игра-голосование" по удовлетворенности приготовленой пищи.
Организационное, методическое, педагогическое сопровождение работы по совершенствованию организации питания, формированию культуры здорового питания учащихся включает в себя методические разработки классных часов, уроков, воспитательных мероприятий, внеклассных занятий, проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания, работы школьной столовой.
На уроках трудового обучения (обслуживающего труда) в 5–9 классах проводятся занятия по разделу «Кулинария».
Проанализировав работу школьной столовой, можно сделать следующие выводы:
в школе организовано правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила организации питания;
уделяется постоянное внимание формированию навыков здорового питания у учащихся и их родителей;
имеющаяся материально-техническая база соответствует требованиям.