Нововведения в Правила
дорожного движения,
вступивших
в силу 27 октября 2022 года
27 октября 2022 г. вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2022 г. № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения», в соответствии с которым вносятся изменения в Правила дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Указ принят в целях повышения культуры участников дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и стимулирования использования электротранспорта.
Измененные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании организации дорожного движения» в 2022 году Правила дорожного движения требуют тщательного разъяснения их учащимся на занятиях по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а также при проведении внеучебных мероприятий.
Изменения в Правилах дорожного движения представлены в сравнительных таблицах (https://pdd.by/pdd/history/changes-22/). При работе с информацией в таблицах следует учитывать, что не все содержание Правил дорожного движения касается учащихся как участников дорожного движения в качестве пассажиров, пешеходов и водителей и имеет для них значение на данном этапе обучения. При изучении правил дорожного движения нужно сосредоточить внимание на актуальных для жизнедеятельности учащихся изменениях:
* в связи с развитием в Беларуси электрического транспорта вводится обобщенное понятие «средство персональной мобильности» (имеются в виду электросамокаты, гироскутеры, моноколеса, сегвеи и прочие устройства). Передвигаться на таких устройствах разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке или обочине. При этом установлен предел допустимой скорости – не выше 25 километров в час, а также установлен запрет на создание преград для движения пешеходов. Вводится возрастное ограничение на использование средств персональной мобильности – с 14 лет, однако оно не распространяется на использование этих средств в жилых и пешеходных зонах;
* уточняется порядок предоставления преимущества в движении. Оно будет считаться предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом составляет не менее двух полос движения (при их наличии);
* вводится новый знак – «Зона с ограничением максимальной скорости движения» (ограничение скорости до 30 км/ч). Им устанавливается максимальная скорость до 30 км/ч на определенных территориях, например, в зоне плотной жилой застройки;
* закрепляются акции, ежегодно проводимые Государственной автомобильной инспекцией (далее – ГАИ), приуроченные к началу и окончанию учебного года. Два периода в году – с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября – водителей обязуют ездить в светлое время суток с ближним светом фар;
* совершенствуется порядок участия велосипедистов в дорожном движении. Вне населенных пунктов в темное время суток они должны будут ездить в одежде со световозвращающими элементами. Исключение составляют прогулки по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедисты теперь обязаны по велопереезду или велодорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке – по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедистам разрешено не спешиваться.
В учреждениях общего среднего образования на учебных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности особое внимание необходимо уделить содержанию подраздела «Правила дорожного движения» (раздел «Личная и коллективная безопасность») учебной программы «Основы безопасной жизнедеятельности. II-V классы». В подразделе «Правила дорожного движения» предусмотрено изучение вопросов личной и коллективной безопасности при участии в дорожном движении: правил дорожного движения, правил безопасного поведения участников дорожного движения на дорогах, в транспортных средствах, создание условий для приобретения привычки соблюдать правила в качестве пешехода и пассажира, формирование способности использовать полученные знания в практической деятельности.
В соответствии с линейно-концентрическим принципом построения учебной программы материал подраздела «Правила дорожного движения» представлен в содержании каждого класса. Следуя принципам непрерывности обучения и постепенного увеличения информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области основ безопасности жизнедеятельности с учетом их возраста, от класса к классу материал по Правилам дорожного движения усложняется и расширяется, вводятся новые темы, которые ранее не рассматривались.
Материал обновленных Правил дорожного движения рекомендуется использовать на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности во II-V классах в соответствии с темами учебного материала и требованиями к результатам учебной деятельности, зафиксированными в учебной программе учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», с учетом возрастных особенностей учащихся. Выполнение этих условий обеспечит формирование устойчивых навыков социально приемлемого поведения и повышение компетентности учащихся в качестве участников дорожного движения согласно измененным Правилам дорожного движения. Распределение нового материала по классам и темам учебной программы представлено в таблицах ниже.