Обоснование актуальности и целесообразности осуществления инновационной деятельности
Инновационный проект «Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности обучающихся II ступени общего среднего образования» направлен на решение задач, поставленных в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года и с опорой на концептуальные идеи, сформулированные в названном документе. В Концепции представлено обогащенное понимание комплекса индикаторов, маркирующих качественное образование, являющееся фундаментом инновационной экономики и социального развития. В названном документе отмечается, что качественное образование немыслимо без комплекса новых образовательных технологий и системы новых педагогических знаний, фундирующих их продуктивное использование. В течение последних пяти лет качество отечественного образования оценивается исходя из уровня сформированности у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов.
Метапредметная компетентность как образовательный результат обеспечивает конкурентоспособность выпускников учреждений образования, позволяет успешно формировать у молодежи инновационное мышление, творческие способности, готовность принимать решения в ситуации неопределенности, установки на сотрудничество и обучение в течении всей жизни.
Человека, обладающего метапредметной компетентностью, отличает мобильность, самостоятельность, критичность, ответственность. Метапредметная компетентность является детерминантной готовности к эффективному использованию на практике освоенных в процессе обучения знаний и умений, потребности и способности непрерывно обогащать свой личностный потенциал, включаться в совместную деятельность.
Современный мир характеризуют с помощью аббревиатуры VUCA (volatility – нестабильный, uncertainty – неопределенный, complexity – сложный и ambiguity – неопределенный). Это означает, что социокультурные реалии высоко динамичны, сценарии будущего вариативны, объем информации непрерывно увеличивается, компетенции требуют постоянного обновления, цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы жизни человека, масштабируется использование искусственного интеллекта, интернета вещей, конвергентных технологий (NBIС – нано, био-, информационные, когнитивные).
Сверхмощные возможности современных технологий и их беспрецедентное влияние на мир, в котором живет человек обусловливает новый «Образ образованного человека» ближайшего будущего. Этот образ содержательно интегрирует такие качественные характеристики как человечность и технологичность. Результаты образования, рассматриваемые в «первом измерении» (человечность) описываются с помощью категорий «нравственность», «ответственность», «креативность», «способность к позитивному самоизменению средствами образования». Результаты, описываемые во втором измерении» раскрываются через способность обучающегося построить деятельность на технологической основе, что гарантировано обеспечивает ее эффективность. Своеобразной точкой сборки всех названных выше качеств, с помощью которых описывается образ современного образованного человека, выступает метапредметная компетентность, рассматриваемая в технико-технологическом аспекте.
Изложенное выше указывает на востребованность и актуальность предлагаемого инновационного проекта в контексте выполнения системой общего среднего образования государственного заказа, связанного с обеспечением качества образования.
Обосновывая научно-методическую актуальность проекта, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день в отечественной образовательной теории и практике метапредметный подход получил свое теоретическое осмысление в фундаментальном исследовании, проведенном в рамках подготовки докторской диссертации научным консультантом проекта Е.В. Гелясиной. В проведенном исследовании обоснованы и апробированы концептуальные идеи, лежащие в основе реализации образовательного процесса, ориентированного на формирование метапредметной компетентности обучающихся. Вместе с тем, в разработанной педагогической концепции (как того и требует диссертационное исследование докторского уровня) представлено обобщенное видение идеи формирования метапредметной компетентности обучающихся. В силу названного обстоятельства необходима конкретизация модели в контексте уточнения педагогических условий ее реализации на второй ступени общего среднего образования при освоении обучающимися содержания отдельных предметных областей в каждом классе. Также нуждается в выяснении какие именно условия позволят обеспечить технологичность и преемственность формирования метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе опроса учащихся 4 классов ГУО «Гимназия имени Я.Купалы», которые являются потенциальными участниками предстоящего инновационного проекта, позволяют сделать вывод о том, что метапредметная компетентность является их образовательным запросом. Причем степень востребованности и осознанности значимости этой компетентности возрастает в каждой последующей возрастной группе (учащиеся 7 классов, 9 классов). В частности, на этой указывают ответы на вопросы о важности умения планировать и осуществлять собственную учебно-познавательную деятельность, вытраивать ее на технологической основе, включаться во взаимообучение и групповую творческую работу, задавать вопросы, решать учебные проблемы, быстро находить и эффективно использовать необходимую информацию, познать себя как субъекта учебной деятельности. В частности, на вопрос «Важно ли для тебя понимание того, что нового ты должен узнать на уроке, чему научиться?» в 4 классах ответили «скорее всего важно» и «очень важно» 92% респондентов, в 7 классах – 96%, в 9 классах – 96%; на вопрос «На сколько важно для тебя самому уметь оценить свою работу на уроке?» в 4 классах ответили «скорее всего важно» и «очень важно» 88%, в 7 классах – 94%, в 9 классах – 96%; на вопрос «Хочешь ли ты научиться сам планировать свою работу на уроке?» в 4 классах ответили «очень хочу, это для меня важно» 54 % и «скорее всего да» 38%, в 7 классах – «очень хочу, это для меня важно» 26 % и «скорее всего да» 68%, в 9 классах – «очень хочу, это для меня важно» 42 % и «скорее всего да» 54%; на вопрос «Что значит для тебя исправить допущенную ошибку?» в 4 классах ответили «найти причину по которой я делал что-то неправильно» 46% и «найти причину ошибки и научиться делать по-новому» 22%, в 7 классах – «найти причину по которой я делал что-то неправильно» 16% и «найти причину ошибки и научиться делать по-новому» 32%, «решить правильно задачу (выполнить упражнение) подобное тому, в котором был допущена ошибка» 44%, в 9 классах – «найти причину по которой я делал что-то неправильно» 12% и «найти причину ошибки и научиться делать по-новому» 44, «решить правильно задачу (выполнить упражнение) подобное тому, в котором был допущена ошибка» 40%; на вопрос «Считаешь ли ты нужным совершенствовать свое умение работать с различной информацией (в том числе дополнительной)?» в 4 классах ответили «возможно (мне сложно ответить)» 18%, «да (это для меня очень важно)» 52%, «да, но если для этого у меня будет время» 24%; в 7 классах – «возможно (мне сложно ответить)» 8%, «да (это для меня очень важно)» 56%, «да, но если для этого у меня будет время» 32%, в 9 классах – «возможно (мне сложно ответить)» 6%, «да (это для меня очень важно)» 58%, «да, но если для этого у меня будет время» 30%; на вопрос «Готов ли ты потратить дополнительное время и силы на проведение научных исследований (например, чтобы подготовить работу для участия в конкурсе)?» в 4 классах ответили «да, но только при условии, что мне будет постоянно помогать учитель (для меня это довольно интересное дело, но многое я не умею делать сам)» 32 %, «да, конечно (это очень интересно, я имею опыт исследовательской работы, многое умению делать сам и готов постоянно учиться новому)» 38%, в 7 классах – «да, если меня заставят обстоятельства (учитель или «решающая» отметка за четверть)» 34%, «да, конечно (это очень интересно, я имею опыт исследовательской работы, многое умению делать сам и готов постоянно учиться новому)» 36%, в 9 классах – «да, если меня заставят обстоятельства (учитель или «решающая» отметка за четверть)» 36%, «да, конечно (это очень интересно, я имею опыт исследовательской работы, многое умению делать сам и готов постоянно учиться новому)» 48%; на вопрос «Считаешь ли ты важным, чтобы на каждом уроке тебе предлагали выполнять такие задания, которые бы развивали твою логику?» в 4 классах ответили «да, это очень важно» 52%, «скорее всего да, но если для этого останется время» 22%, в 7 классах – «да, это очень важно» 58%, «скорее всего да, но если для этого останется время» 30%, в 9 классах – «да, это очень важно» 62%, «скорее всего да, но если для этого останется время» 22%; на вопрос «Как ты запоминаешь материал, который должен освоить?» в 4 классах ответили «много раз повторяю» 20 %, «нахожу главное, подбираю ассоциации, составляют план и по нему воспроизвожу материал» 22%, «пытаюсь понять смысл, рисую наглядную схему, опираясь на нее запоминаю с понимаем» 28%, «пытаюсь связать новый материал с уже известным и найти что-то похожее в них» 18%, в 7 классах – «много раз повторяю» 12 %, «нахожу главное, подбираю ассоциации, составляют план и по нему воспроизвожу материал» 24%, «пытаюсь понять смысл, рисую наглядную схему, опираясь на нее запоминаю с понимаем» 38%, «пытаюсь связать новый материал с уже известным и найти что-то похожее в них» 18%, в 9 классах – «много раз повторяю» 10 %, «нахожу главное, подбираю ассоциации, составляют план и по нему воспроизвожу материал» 24%, «пытаюсь понять смысл, рисую наглядную схему, опираясь на нее запоминаю с понимаем» 40%, «пытаюсь связать новый материал с уже известным и найти что-то похожее в них» 20%.
Кроме того, была установлена востребованность педагогами новых теоретических знаний и компетенций, которые позволят более качественно решать задачу по формированию метапредметной компетентности обучающихся. Проведенное исследование в ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» показало необходимость обогащения профессионального опыта, обусловливающего готовность педагогов к формированию метапредметной компетентности. 96% педагогов гимназии имени Я.Купалы считают проблему формирования метапредметной компетентности учащихся актуальной, однако уровень готовности педагога к диагностике метапредметной компетентности обучающихся посредственный, уровень способностей к целеполаганию и определению метапредметной задачи урока достаточно высокий, к проектированию и осуществлению образовательного процесса, к контролю результативности образовательного процесса достаточно высокий, уровень управления деятельностью обучающихся на уроке оценивается педагогами достаточно высоко, уровень способностей педагогов к формированию отдельных компонентов метапредметной компетентности обучающихся посредственный, уровень способностей педагогов к формированию опыта рефлексии у обучающихся достаточно высокий, уровень профессионально-педагогической рефлексии посредственный, уровень готовности педагогов к деятельности, характеризующая деятельностный аспект профессиональной компетентности достаточно высокий. Зафиксирована высокая и устойчивая мотивация педагогов к непрерывному обучению, взаимообучению и самообразованию в ходе реализации проекта.
Показательным для актуализации проведения работы по формированию у обучающихся метапредметной компетентности являются данные опроса, проведенные среди обучающихся 11-х классов ГУО «Гимназия имени Я.Купалы». Респондентам было предложено ответить на вопрос, Какие компетенции наиболее востребованы в настоящем и будущем? Что, по их мнению, позволит им стать успешными людьми? 76% опрошенных назвали умение четко ставить цели и знать как их достичь, 86% – умение и желание заниматься самообразованием, работать над собой, 81% – способность определиться в своих интересах и способностях, знать свои сильные и слабые стороны, 56% – владение техниками деловой коммуникации, 54% – системное мышление, 62% – опыт творческой деятельности, 58% – опыт работы в ситуации многозадачности, 46% – наличие опыта работы над проектами, 68% – способность принимать решения в ситуации избыточной и недостающей информации, 58% – работать в команде, 82% – сотрудничать с представителями разных сфер, 73% – осваивать новые технологии, 78% – оперативно восполнять недостающие знания и компетенции, 74% – быть ответственным, сделать свою жизнь осмысленной, найти дело своей жизни и посвятить себя ему, 76% – настойчивость и трудолюбие.
Сравнительный анализ и интерпретация данных проведенного диагностического исследование указывает на наличие противоречия между высокой личностной, социальной и государственной востребованностью сформированности у обучающихся метапредметной компетентности и недостаточным вниманием к процессу, обеспечивающему ее усвоение обучающимися второй ступени общего среднего образования.
Разрешить выявленное противоречие представляется возможным при условии внедрения в практику работы ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» инновационного проекта «Внедрение модели формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования)».
Для реализации данного проекта в гимназии имени Я.Купалы имеются определенные условия:
- высокий уровень профессиональной компетентности педагогов (91% педагогов гимназии имеют первую, высшую и учитель-методист квалификационные категории);
- опыт инновационной деятельности по реализации инновационных и экспериментальных проектов: «Внедрение модели формирования финансовой грамотности как одной из компетенций учащихся посредством создания информационной образовательной медиасреды» (2016-2019 годы); «Апробация вариантов использования 3D-принтеров в образовательном процессе учреждений общего среднего образования» (2020-2021 годы); «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)» (2021-2024 годы).
- опыт по внедрению в педагогическую практику активных форм и методов организации образовательного процесса. Учителями гимназии на учебных и факультативных занятиях используются электронные средства обучения; интеллект-карты, коучинговые инструменты, логико-смысловые модели, осваиваются и применяются информационные технологии, метод проектов, технология «перевернутое обучение», технология развития критического мышления, стратегия активной оценки; в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися активно используется дистанционное обучение; онлайн-сервисы.
- система обучения педагогов в деятельностном формате, которая выстроена в соответствии с принципами непрерывного профессионального образования: проведение ежемесячно методических практикумов, на каникулах методических сессий, уроков для взрослых и мастер-классов, функционирование творческой группы учителей по внедрению информационных технологий в образовательный процесс, что способствует развитию профессиональной компетентности и инновационной культуры педагогов;
- опыт организации в гимназии учебно-исследовательской деятельности гимназистов через включение их в работу научного общества учащихся «Поиск»;
- опыт интеллектуального развития учащихся посредством работы клуба интеллектуальных игр «Миг»;
- СТЕМ-центр (инженерно-технологический), который позволяет создать условия для включения учащихся в активную познавательную, проектную деятельность, способствует формированию технологической культуры учащихся, развитию интереса к инженерной деятельности;
- поддержка отдела образования Мозырского райисполкома, Мозырского районного учебно-методического центра, государственного учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования»;
- наличие связей с учреждением образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.Шамякина», учреждениями дополнительного образования детей и молодежи г.Мозыря и иными социальными партнерами.
Проведенное исследование показало, что ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» обладает довольно высоким уровнем инновационного потенциала. В частности, педагоги продемонстрировали высокую 88% степень мотивированности к инновационной деятельности. 88% демонстрируют ценностное отношение к инновационной деятельности; 92% имеют установку на постоянное профессиональное совершенствование, 100% включены в процесс непрерывного самообразования. 100% имеют авторские методические разработки, которые были представлены на научно-практических конференциях, педагогических советах, методических фестивалях. 82% имеют публикации в республиканских журналах. 58% в разные годы были задействованы в качестве преподавателей на повышении квалификации; 62% в течение последних 3-х лет проводили мастер-классы, практикумы для коллег в рамках проведения заседаний районных методических формирований.
Проблема, решаемая в процессе реализации инновационного проекта, состоит в определении механизма формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
Новизна инновационного проекта заключается в:
- адаптации к условиям конкретного учреждения общего среднего образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований по проблеме формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования;
- практическом освоении новых принципов организации образовательного процесса;
- разработке механизма формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования.