УМО учителей I ступени общего среднего образования
http://www.monachalka.lepshy.by/
http://www.limoxz.lepshy.by/
Председатель УМО
Домасевич Елена Владимировна
Единая методическая тема: «Повышение качества образования средствами учебного предмета, в том числе в контексте формирования функциональной грамотности учащихся».
Цель работы УМО на 2024/2025 учебный год:
совершенствование профессиональной компетентности учителя по вопросам формирования функциональной грамотности учащихся в условиях цифровизации образования.
Задачи:
- Совершенствовать профессиональную компетентность учителей по технологическому формированию функциональной грамотности и метапредметной компетентности учащихся .
- Совершенствовать профессиональную компетентность учителей по использованию воспитательного потенциала на учебных и факультативных занятиях, направленных на воспитание и развитие личности учащегося.
- Совершенствовать профессиональную компетентность учителей по организации исследовательской и проектной деятельности учащегося.
- Обеспечить организацию качественной и результативной работы с одаренными и высокомотивированными учащимися в конкурсном и олимпиадном движениях; исследовательской деятельности.
- Обеспечить работу по методическому сопровождению учителей в процессе аттестации на квалификационные категории, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта.
В состав УМО учителей первой ступени общего среднего образования гимназиии входят педагоги 1 - 4 классов, учителя- дефектологии, учитель музыки, воспитатели, учитель ритмики. Количество педагогических работников - 27 человек. Все с высшим образованием. Заместитель директора по учебной части Михед Е.Н. и учитель Домасевич Е. В. имеют категорию " учитель - методист", Высшую категорию имеют 14 учителей, первую - 10 учителя, вторую категорию - 1 человек , без категории - 1 человек.
Все педагоги УМО обеспечивают выполнение инструктивно-методических рекомендаций МО РБ, осуществляют образовательный процесс в соответствии с требованиями государственных стандартов, типовых учебных планов, учебных программ, стремятся к усилению и повышению эффективности образовательного процесса с помощью использования информационно-коммуникативных технологий в изучении учебного материала.
Учащиеся гимназии принимают участие в республиканских конкурсах «Кенгуру», «Инфомышка», " Колосок", " Журавлик", " Буслик".
Для повышения интереса гимназистов к изучению предметов в гимназии проводятся предметные недели и внеклассные мероприятия.
82 % педагогов работают на уровне персонального пользователя информациооными технологиями. 94 % педагогов имеют сертификат пользователя.
Организована следующая работа с одаренными детьми:
- предметные недели для учащихся III-IV классов по математике и русскому и белорусскому языкам;
- участие учащихся III-IV классов в гимназических олимпиадах по белорусскому языку, математике, русскому языку;
- участие учащихся IV-ых классов в районных олимпиадах по русскому языку, математике, белорусскому языку
- участие в исследовательской деятельности (Исследовательская работа «Именами героев названы улицы Мозыря»);
- участие в различных творческих конкурсах и спортивных соревнованиях;
- Проводятся регулярные развивающие занятия, включение детей в постоянную поисковую деятельность создает условия для развития познавательного интереса, стимулирует стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность, тем самым создаются личностные предпосылки для успешного обучения на следующих этапах.
-
На каждом заседании МО проводится обмен опытом по подготовке к олимпиаде среди учащихся 2- 4 классов ( руководитель творческой группы Заборщикова С.Г.) , где учителя рекомендуют свои “ изюминки” для более качественной подготовки учащихся .Делилась опытом работы на педагогическом совете по теме “ Современные подходы в работе с одарёнными и высокомотивированными учащимися руководитель творческой группы Заборщикова С.Г.
Много внимания учителя I ступени общего образования уделяют теме
Контрольно-оценочная деятельность учителя как средство стимулирования учебной деятельности учащихся (общие подходы, с учетом предметной специфики). |
1) Контроль как процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения. Контроль как структурный компонент процесса обучения. Формирование у учащихся начальных классов умения самостоятельно и адекватно оценивать результаты своей деятельности (общие подходы, с учетом предметной специфики). Стимулирующая функция контроля и оценки.
2) Формы контроля (устная, письменная, практическая и их сочетание). Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, собеседование, опрос (индивидуальный, групповой и фронтальный), диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, дидактические тесты, опыты, проверка домашней работы. Выбор методов и средств для осуществления контроля результатов учебной деятельности учащихся.
3) Содержательная педагогическая оценка учебной деятельности учащихся и ее результатов; организация самооценки и взаимооценки на уроке. Практика оценивания различных видов учебной деятельности учащихся. Методика проведения и оценивания устного опроса (индивидуального, группового, фронтального) учащихся. Методы проверки и оценки домашней самостоятельной работы учащихся.
Оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебнопознавательной деятельности учащихся начальных классов; критериальность и аргументированность выставления отметок на уроке.
Доклады по теме :
1.https://multiurok.ru/files/kontrol-kak-prtsedura-proverki-i-otsenki-uchebnykh.html
2. https://multiurok.ru/files/soderzhatelnaia-pedagogicheskaia-otsenka-uchebno-p.html
3. Развитие визуального мышления у младших школьников https://multiurok.ru/files/razvitie-vizualnogo-myshleniia-u-mladshikh-shkolni.html
Современные педагогические технологии : презентация https://multiurok.ru/files/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii-20.html
Учителя, имеющие 1 квалификационную категорию работают над темой
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями.
1) Использование эффективных приемов и средств активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках в начальных классах: прием сравнения для установления сходства и отличия в изучаемых объектах; наглядность, организация активного восприятия материала с помощью во-просов, заданий и словесных пояснений учителя; организация самостоятельной работы учащихся; создание проблемных ситуаций; эвристическая беседа; постановка перед учащимися цели урока; связь изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью; применение опорных схем и опорных сигналов и др. https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-effektivnykh-priiomov-i-sredstv-aktiv.html
2) Активные и интерактивные методы и приёмы обучения. Пути активизации познавательной деятельности: разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний, стимулирующих активность и самостоятельность учащихся. Творческий и поисковый характер учебно-познавательной деятельности.https://multiurok.ru/files/aktivnye-i-interaktivnye-metody-i-priiomy-obucheni.html
3) Активизация учебно-познавательной деятельности через ситуации, в которых учащиеся должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в обсуждениях; задавать вопросы другим учащимся и учителю; дополнять и оценивать ответы учащихся, их письменные работы; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий. https://multiurok.ru/files/aktivizatsiia-uchebno-poznavatelnoi-deiatelnosti.html
4) Реализация внутрипредметных и межпредметных связей при изучении учебного материала как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. https://multiurok.ru/files/realizatsiia-vnutripredmetnykh-i-mezhpredmetnykh-s.html Формирование читательской грамотности учащихся начальных классов в процессе решения практико-ориентированных задач.
5) Использование современных средств коммуникации и образовательных интернет-ресурсов при организации учебнопознавательной деятельности учащихся начальных классов. https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-sovremennykh-informatsionno-kommuni-1.html Электронные средства обучения по учебным предметам, их роль в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
6) Важный вопрос "Профилактика короновируса" ( в процессе обсуждения нашли интересный материал https://vk.com/doc333446308_571524049?hash=f3e62d4eef68030dfa&dl=4ca4445308e2c3236b )
Главный вопрос в работе учителей начальных классов : каким должен быть современный урок, требования к современному уроку ? По данной теме работает и оказывает помощь всем учитель - методист Е.В. Домасевич.
Структура уроков
Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Урок изучения нового материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Урок формирования умений и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.
Комбинированный урок:
организация начала урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Нестандартные уроки . Наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки-деловые игры
3. Уроки - пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Компьютерные уроки
8. Уроки с групповыми формами работы
9. Уроки взаимообучения учащихся
10. Уроки творчества
11. Уроки-аукционы
12. Уроки, которые ведут учащиеся
13. Уроки-зачеты
14. Уроки-сомнения
15. Уроки - творческие отсчеты
16. Уроки-формулы
17. Уроки-конкурсы
18. Бинарные уроки
19. Уроки-обобщения
20. Уроки-фантазии
21.Уроки-игры
22. Уроки-“суды”
23. Уроки поиска истины
24. Уроки-лекции “Парадоксы”
25. Уроки-концерты
26. Уроки-диалоги
27. Уроки “Следствие ведут знатоки”
28. Уроки - ролевые игры
29. Уроки-конференции
30. Интегрированные уроки
31. Уроки семинары
32.Уроки – “круговая тренировка”
33. Межпредметные уроки
34. Уроки-экскурсии
35. Уроки-игры “Поле чудес”.
Мы, педагоги, постоянно ищем способы оживления урока, стараемся разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки. Более подробно можно узнать, пройдя по ссылке : https://multiurok.ru/files/netraditsionnye-uroki-kak-forma-povysheniia-poznav.html
На методическом объединении решили создать страницу "Методическая копилка"
1. Развитие координации движений младших школьников. 9подробная информация по ссылке : https://multiurok.ru/files/razvitie-koordinatsii-dvizhenii-u-mladshikh-shkoln.html
2. Игра на внимание и развитие мелкой моторики. https://ok.ru/video/2350772325031
3. Урок Мороз Т.Н. https://pedportal.by/baza-materialov/raznoe/urok-russkogo-yazyika-4-klass-po-teme-obobshhenie-po-teme-glagol
4. Урок Лисовской А.А. https://pedportal.by/baza-materialov/nachalnaya-shkola/plan-uroka-po-matematike-vo-2-klasse-po-teme-poryadok-vyipolneniya-dejstvij-v-vyirazheniyax-so-skobkami-o-teme
Практическая работа проводилась в группах по теме "Выполнение практической и теоретической части программ"
Прошла неделя педагогического мастерства , в рамках которой Домасевич Е.В. провела открытый урок по предмету Человек и мир. Фото с урока можно посмотреть по ссылке : https://multiurok.ru/album/nedelia-pedagogicheskogo-masterstva.html
Каждый год проходит неделя финансовой грамотности , в рамках которой учителя показывают своё мастерство на открытых уроках и мероприятиях ( фото по ссылке : https://multiurok.ru/album/nedelia-finansovoi-gramotnosti-1.html)
На занятиях применяются современные ЭСО, дидактический и наглядный материал. Поставленные цели всегда достигаются учителями. После проведения мероприятий педагоги анализируют свою работу и делают выводы о работе.
Пути совершенствования предметно – методических компетенций учителей начальных классов. Современные подходы к организации образовательного процесса по литературному чтению во 2- 4 классах
Формирование и развитие читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Знакомство с мониторингом качества общего среднего образования по читательской грамотности ( см. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО МОНИТОРИНГА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ V, VIII КЛАССОВ Изучение читательской грамотности учащихся V, VIII классов проводилось в соответствии с приказом Министра образования от 29.08.2016 № 730 «О проведении мониторинга качества общ его среднего образования в 2016/2017 учебном году».
Активизация учебной деятельности учащихся начальных классов по овладению предметными и метапредметными компетенциями. Дидактические материалы по формированию метапредметных результатов на уроках литературного чтения
Смысловое чтение : виды и стратегии.
Роль учебных занятий по внеклассному чтению в формировании читательской грамотности.
Педагоги делились своим опытом, продемонстрировали наглядный материал, показала мастер - класс Матвеева С.К., учитель - дефектолог по теме " Речевой тренинг. Элементы разминки"
С 10 февраля по 15 февраля 2020 года проводилась неделя начальных классов «Парад школьных наук». План проведения недели заранее обсуждался на заседании методического объединения учителей начальных классов. Анализ плана проведения недели показал, что педагогами были выбраны формы методической работы, обеспечивающие наиболее эффективную реализацию целей и задач предметной недели.
На протяжении многих лет в нашей школе проводится неделя начальных классов" Парад школьных наук". В ней принимают участие учителя и учащиеся начальных классов. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют дети в различных мероприятиях в рамках проведения недели. С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению внеклассных мероприятий, используя различные формы и методы проведения их: викторины, игры, путешествия, КВНы, конкурсы, марафоны, выпуск стенгазет, плакатов.
Проводимые мероприятия отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации. Учителя стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия - это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Домасевич Е.В. приняла участие в международной конференции “ Дзіцячы сад – пачатковая школа : вопыт, пераемнасць, перспектывы”. По результатам конференции был издан сборник , в котором напечатаны 2 статьи:
1. « Развіццё пазнавальнай цікавасці вучняў 1 і 2 класаў да вывучэння беларускай мовы праз выкарыстанне разнастайных прыёмаў працы”,
2. “Комплекс эфектыўных прыёмаў працы на ўроках беларускай мовы ў 1 і 2 класах як сродак развіцця пазнавальнага інтарэсу вучняў “.
Вышли учебные пособия “ Методика для подготовки к школе. Изучаем математику. Минск, « Сэр – Вит», 2018, « Методика для подготовки к школе. Учимся писать. Минск, « Сэр – Вит», 2018г. Методика для подготовки к школе. Учимся читать. Минск, « Сэр – Вит», 2018г. учителя высшей категории Мороз Т.Н. Готовится к изданию учебное пособие по русскому языку учителя высшей категории Джамгаровой М.Н.
Учителя Домасевич Ж.В., Джамгарова М.Н., Заборщикова С.Г., Голод Г. М., Мороз Т.Н., Галанчик О.П., Полещук Л. И. , учитель – дефектолог Кравченко Е.В. воспитатель Бешта А.В. предоставили свои уроки, статьи, внеклассные мероприятия для печати в СМИ.
Приняли участие в интернет – конкурсе творческих работ среди учащихся начальных классов « Свет моей души» в номинации « Моя малая Родина» учащиеся 2 «В» класса Чайка Ольга, Роговик Анастасия, в номинации « Мои добрые дела» Якимова Варвара , руководитель Мороз Т.Н. Результаты конкурса подводятся.
Приняли участие в конкурсе « Гаазовские чтения», конкурс творческих работ
( рисунки) учащиеся 2 «В» класса Чайка Ольга, Якимова Варвара , Роговик Анастасия, руководитель : Т.Н. Мороз, учащаяся 2 “А» класса Долгая Анна , руководитель : Т.В. Шиврина
Классные руководители Полещук Л.И., Нагорная Е.Л., Колюбовская Е.В., Домасевич Е.В., Мороз Т.Н., Шиврина Т.В., Галанчик О.П., Масло Л.В.,Кузьменко Т.А., Заборщикова С.Г. проводили открытые мероприятия по финансовой грамотности , где продемонстрировали высокий профессиональный уровень. На занятиях применялись современные ЭСО, дидактический и наглядный материал. Поставленные цели были достигнуты учителями. После проведения мероприятий педагоги проанализировали свою работу.
Организована помощь учителям I ступени общего среднего образования учителем высшей квалификационной категории Мороз Татьяной Николаевной в своем блоге: https://multiurok.ru/urok1771
Методическая работа является одним из компонентов непрерывного образования, направленного на обновление и углубление полученных профессиональных знаний, совершенствование умений и деловых качеств, удовлетворение запросов педагогических кадров.
Разработанная система мероприятий для педагогов по проблеме «Совершенствование предметно-методической подготовки учителей начальных классов» включала в себя:
* семинары-практикумы;
* знакомство с опытом работы творческих учителей по данной проблеме;
* открытые уроки и внеклассные мероприятия;
* обмен теоретическими знаниями, находками через доклады, выступления, публикации;
* разработку методических рекомендаций для педагогов;
* индивидуальные консультации;
* презентации;
* обзор научно-методической литературы;
* «круглый стол»;
* мастер – класс;
* «мозговой штурм»;
* «деловая игра»
На заседаниях МО учителя начальных классов знакомились с инновационными технологиями, отстаивали различные позиции по данной проблеме, вырабатывали общее решение, делились опытом работы.
С 1 по 8 февраля в начальной школе проходила неделя " Парад наук". Открытие недели состоялось в торжественной обстановке 1 февраля. Учащиеся познакомились с планом проведения недели и основными мероприятиями. К открытию каждый класс приготовил тематическую стенгазету. Главными гостями праздника были школьные науки.
<caption>
Фамилия, имя учащегося | Класс | Учитель | Название конкурса | Уровень | Диплом | Дата |
Старовойт Дарья |
3 "А" | Шиврина Т.В. | Гаазовские чтения | область | Диплом I степени | феврвль |
Чайка Анна | 3 "В" | Мороз Т.Н. | Гаазовские чтения | область |
Диплом III степени |
февраль |
Долгая Анна | 3 "А" | Шиврина Т.В. | Гаазовские чтения | область | Диплом участника | февраль |
Кузьменков Вячеслав | 1 "А" | Гаращенко Н.В. | Конкурс научно - исследовательских работ " Мои первые шаги" | район | Диплом II степени | март |
Некрасова Софья | 4 "В" | Заборщикова С.Г. | Конкурс научно - исследовательских работ " Мои первые шаги" | район | Диплом I степени | март |
Якимова Варвара | 3 "В" | Мороз Т.Н. | Конкурс научно - исследовательских работ "Мои первые шаги" | район | Диплом участника | март |
Бауэр Кира | 2"Г" | Нагорная Е.Л. | Конкурс научно - исследовательских работ "Мои первые шаги" | район | Диплом участника | март |
Христенко София Ильюк Анна |
4 "Г" | Падило Г.М. | Купалавские чтения | район | Диплом III степени | февраль |
Чайка Ольга Дрозд Маргарита Якимовва Варвара |
3 "В" | Мороз Т.Н. | Конкурс "Детки" | район | Диплом III степени | март |