ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся, в процессе осуществления которой они усваивают сумму понятий и представлений об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил, производственных отношениях, действующем хозяйственном механизме. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование нравственных и деловых качеств, таких как общественная активность, предприимчивость, хозяйское, бережное, честное отношение к общественному достоянию, ответственность, стремление к высокой рентабельности, обновлению технологических процессов и оборудования, высокому качеству, личному успеху и благополучию.
Механизмы, средства и способы экономического воспитания учащихся разнообразны.
Нельзя забывать, что в условиях социально ориентированной рыночной экономики, к которой мы стремимся, перед системой образования встает важная задача: обеспечить всем выпускникам школы, независимо от статуса их родителей, равные стартовые возможности в жизни, в создании собственного дела. Для общества сотрудничества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремиться самостоятельно обеспечить себе источник дохода.
Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания учащихся, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждой школе. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда.
Экономическое воспитание определяет особое отношение человека не только к вещам, но и к людям, событиям, фактам, идеям. Оно в том числе основано на новых традициях и привычках, которые в большей степени обусловлены разнообразием, которое предоставляет современная рыночная система. Экономический результат воспитания может рассматриваться также как умение вести себя в мире ценностей. Находясь в одном пространстве, человек и вещь редко бывают независимы друг от друга, и по фактам поведения в предметном окружении можно составить характеристику того или иного человека. В этой связи экономическое воспитание определяет меру и способ реализации личности молодого человека в профессиональной сфере, бизнесе и быту.
Очень важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег. Такие навыки обращения с деньгами как умение зарабатывать и тратить, считать, измерять деньгами ценность вещей и определять их собственную ценность, а также экономить, делиться, возвращать долги, защищать свои деньги и пр. становятся необходимыми.
Критерии и показатели экономической воспитанности старших учащихся могут быть представлены в следующем виде:
– социально-психологическая готовность (наличие внутренней убежденности, ценностных ориентиров, стремление к постоянному профессиональному росту, проявление умений в совершенствовании своих экономических способностей, отсутствие социального иждивенчества, потребность в достижениях и др.);
– усвоение экономических знаний;
– сформированность умений и навыков практической экономической деятельности (умение планировать предстоящую деятельность, навыки научной организации труда, экономической целесообразности и др.);
(предприимчивость, хозяйственность, организованность, деловитость, творческое отношение к делу, бережливость, конкурентоспособность и др.).
Совокупность выделенных критериев и показателей позволяет оценить состояние и уровень сформированности экономической воспитанности старших учащихся, а также определить педагогические условия повышения эффективности этого процесса.
Экономически воспитанный человек:
- владеет основами экономической теории, что помогает ему освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
- имеет четкое представление об окружающем мире, экономических реалиях современности, регулярно пополняет знания, чтобы быть «в курсе событий»;
- выстраивает стратегию своего экономического поведения, руководствуясь экономическими принципами. Осваивает основные модели поведения и экономические роли;
- обладает современным экономическим мышлением;
- совершенствует навыки самостоятельного принятия решений;
- владеет экономическим языком, ясно излагает свои мысли;
- владеет навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
- владеет основными элементами экономической культуры: деятельностным, поведенческим, коммуникативным, ценностным;
- уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд. Гордится своими экономическими достижениями;
- активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;
- руководствуется нормами и моральными принципами, необходимыми для ведения честного бизнеса.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО НАЙТИ В РАЗДЕЛЕ "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ" (СМОТРЕТЬ)