Основная идея инновационного проекта
Ведущая идея заключается в следующем: технологичное формирование метапредметной компетентности обучающихся II ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования, отвечающего современным требованиям, и достигается через реализуемые в единстве педагогические условия:
1) придание образовательному процессу таких характеристик как: гуманизм, вера в силы ребенка, ориентация на его личностные потребности, продуктивность, событийность, контекстность, персонифицированность, многообразие культурных практик, самостоятельности, активности, педагогической поддержки;
2) ориентация на становление субъектности обучающихся, прирастающая (от пятого к девятому классу) учебная самостоятельность обучающихся;
3) обогащение содержательного наполнения образования для обеспечения его культуросообразности, вариативности, опережающего характера, аксиологичности, интегрированности предметной и метапредметной составляющих, деятельностного характера;
4) обеспечение метапредметной составляющей содержания образования;
5) создание технологического обеспечения образовательного процесса, представленного гибким технологическим комплексом, внешний контур которого представлен образовательными технологиями интегративными по своей природе (технологии управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью; технологии задачного обучения; интерактивные технологии; технологии формирования системного мышления), а внутренний – технологиями, которые более конкретизированы в концептуальном и процессуальным планах (проблемного диалога; освоения отдельных логических операций; работы с научным фактом, понятием, законом, теорией, методом; смыслового чтения; исследовательского обучения; использования схем и знаковых моделей; edu-SCRUM, формирующего оценивания, группового и дифференцированного обучения; формирования рефлексивных способностей);
6) организация работы обучающихся с различными формами фиксации научного знания (факты, понятия, законы, теории, научные методы, вопросы, задачи, проблемы, гипотезы, модели, схемы) и способами его получения;
7) погружение обучающихся в разнообразные культурные практики через вовлечение в разнообразные виды деятельности, различающиеся по своему содержанию и характеру: игровая, учебная, исследовательская, общение, трудовая, социально-полезная, личностно-развивающая, спортивно-оздоровительная, художественно-творческая, гражданско-патриотическая, научно-техническая, туристско-краеведческая, природоохранная;
В результате реализации инновационного проекта предполагается:
создание в гимназии необходимых условий, способствующих формированию технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, системы работы педагогического коллектива в данном направлении;
повышение компетентности всех субъектов образовательного процесса в вопросе формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования;
позитивные изменения уровня сформированности технико-технологического аспекта метапредметной компетентности (достижение достаточного и высокого уровней);
повышение качества образования;
обогащение образовательной среды гимназии новыми технологиями, методами и формами обучения и воспитания учащихся, взаимодействия с семьей, другими социальными институтами и партнерами;
создание банка информационных, диагностических и методических материалов по проблеме формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования;
разработка методических рекомендаций по внедрению модели формирования технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования в массовую образовательную практику.