Метапредметная компетентность − компетентность, наличие которой обуславливает возможность становления учащегося как субъекта образования, заинтересованного, мотивированного и способного к позитивному самоизмерению. Считается возможным рассматривать метапредметные компетенции как компетенции, которые надстраиваются над предметными и функционируют в качестве средств их формирования и совершенствования.
В проекте метапредметная компетентность представлена как система, включающая 9 компонентов. Каждый из компонентов соответствует определенному виду компетенций:
Учебно-управленческая компетентность обеспечивает эффективное управление обучающимися собственной учебной деятельностью. Показателями освоения учебно-управленческих компетенций является сформированность у них мотивационной готовности к достижению цели обучения, а также умений.
Универсально-логическая компетентность обуславливает успешное осуществление человеком логических действий и дающая ему возможность «правильно мыслить».
Коммуникативная компетентность позволяет анализировать ситуации межличностного взаимодействия, определять коммуникативные задачи и наиболее эффективные пути их решения.
Информационная компетентность обуславливает подготовленность личности к работе с информацией, представленной в разных формах и полученной из всевозможных источников. Освоение этой компетенции позволяет человеку эффективно использовать информацию для решения учебно-познавательных и практических задач, то есть быть подготовленным к жизни и труду в условиях информационного общества.
Исследовательская компетентность предполагает готовность человека к осуществлению исследовательской деятельности, то есть деятельности, направленной на получение нового знания (выявление закономерностей, способов деятельности) через постановку проблемы, выдвижения гипотез, разработку плана их проведения, подбор исследовательских методов, реализации плана проверки гипотез, анализ полученных результатов, формулировку выводов.
Теоретико-онтологическая компетентность связана с использованием научного знания в качестве средства мышления и инструмента решения познавательных и практических задач. Владеющий теоретико-онтологической компетентностью человек имеет опыт работы с научным фактом, понятием, законом (закономерностью), теорией (концепцией), методом.
Технико-технологическая компетентность обеспечивает эффективность и безопасность жизни человека в высокотехнологичной среде, предполагает владение опытом выстраивания деятельности технологической основе, а также опытом культуросообразного, экологически безопасного использования современных технологий для решения практических задач.
Инструментально-эпистемологическая компетентность включает опыт применения универсальных инструментов познания: вопроса, задачи, проблемы, модели, схемы − всех тех инструментов, которые позволяют человеку вырабатывать и конструировать новое (как в объективном, так и субъективном смысле) знание.
Предложенная система имеет высокий уровень целостности (что свидетельствует о ее оформленности как подлинной системы), поэтому перечисленные виды метапредметных компетенций имеют обширные зоны интеграции. В силу данного обстоятельства отдельные компетенции одновременно могут быть отнесены как к одному, так и другому виду компетенций. Например, рефлексивные умения одновременно «принадлежат» к учебно-управленческой, коммуникативной, информационной и исследовательской компетентностям.
Рефлексивный компонент метапредметной компетентности является сквозным в рассматриваемой системе. Это означает, что рефлексивный аспект включен во все без исключения компоненты метапредметной компетентности. Рефлексивный опыт позволяет обучающемуся «сделать» самого себя объектом анализа. Обратиться к основаниям собственной деятельности, распознать свои эмоциональные состояния.
Анализ сущностных характеристик и функциональных особенностей метапредметной компетентности дает основание рассматривать ее как инструментальную основу для успешного овладения обучающимися предметными компетентностями (математической, лингвистической, химической, исторической и др.) и необходимое условие их личностного развития и самосовершенствования. Процесс освоения обучающимися метапредметной компетентности – это не отдельно реализуемое направление, а органично встраиваиваемое в образовательный процесс. Говоря иначе, освоение метапредметной компетентности рассматривается как неотъемлемая составляющая процесса освоения обучающимися различных предметных областей. При этом важным моментом, определяющим особенности и условия эффективного функционирования внедряемой модели, является понимание того, что с одной стороны метапредметная компетентность являются основой для усвоения обучающимися разнообразного опыта, а с другой – при освоении конкретных предметных областей идет совершенствование и «насыщение» конкретным содержанием метапредметной компетентности.
В основе практической реализации инновационного проекта лежит модель метапредметного компонента содержания образования, осваиваемого в процессе изучения учебных предметов на второй ступени общего среднего образования. При этом метапредметный компонент содержания образования органически связан с предметным. Создатели проекта исходят из того, что в реальной образовательной практике метапредмет не может существовать автономно и в отрыве от конкретного предметного содержания. Метапредметность – это не «довесок», а средство перевода содержания на качественно новый уровень.
Содержательный компонент модели формирования метапредметных компетенций обучающихся на второй ступени общего среднего образования в условия цифровизации образования устроена по концентрическому принципу. В центр этой системы мы поместили компонент «объекты». Номинал объектов и их природа обусловлена спецификой образовательной области (учебного предмета) и определяется учебными программами. Первый – научно-онтологический концентр модели объединяет пять содержательных единиц: научные факты, понятия, закономерности, теории, научные методы. Второй – инструментально-эпистемологический концентр составляют такие содержательные организованности как вопросы, задачи, проблемы, схемы, модели. Третий – практико-преобразующий концентр включает три компонента: средства, способы и технологии преобразования действительности. Четвертый – культуро-созидающий концентр образован: текстами культуры, дискурсивными практиками, социально-культурными практиками, отражающими выработанные человечеством нормы осуществления предметно-преобразующих видов деятельности, рефлексией.
Цель деятельности учителя – создание цифровой развивающей образовательной среды, способствующей формированию метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
Ведущая роль в формировании метапредметной компетентности учащихся отводится учебному занятию как основной форме организации образовательного процесса. Во внеурочной деятельности по учебным предметам предполагается формирование метапредметной компетентности учащихся через развитие проектно-исследовательской деятельности в рамках функционирования научного общего учащихся, вовлечение учащихся в различного рода интеллектуальные соревнования (онлайн-олимпиады, дистанционные конкурсы, турниры, конференции). Вовлечение учащихся в различные виды учебной деятельности, используемых в цифровой образовательной среде.
Классификация видов деятельности |
Виды деятельности |
Виды деятельности со словесной основой |
Контент-анализ выступлений одноклассников |
Самостоятельная работа с учебником, электронными образовательными ресурсами (ЭОР) |
|
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентации |
|
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронной энциклопедии, словарях, в сети Интернет, электронных базах и банках данных |
|
Отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) |
|
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации, аннотированного обзора литературы и др. |
|
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации |
|
Решение задач |
|
Выполнение заданий по классификации понятий |
|
Виды деятельности на основе восприятия образа |
Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов |
Участие в онлайн-конференциях, онлайн-конкурсах |
|
Наблюдение за демонстрациями учителя |
|
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений |
|
Анализ графиков, таблиц, схем |
|
Анализ проблемных учебных ситуаций |
|
Виды деятельности с практической основой |
Постановка опытов для демонстрации классу |
Выполнение лабораторных работ |
|
Выполнение работ практикума |
|
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных |
|
Проведение исследовательского эксперимента |
|
Моделирование и конструирование |
|
Решение экспериментальных задач |
|
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной- работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности |
Условием эффективного внедрения предложенной модели является комплекс дидактических средств, который предстоит разработать в ходе инновационной работы. В названный комплекс войдут: дифференцированные задания для учащихся, набор проблемных ситуаций и практико-ориентированных заданий, маршрутные листы, опорные конспекты, карточки – ориентировочные основы, карточки-опоры, логико-смысловые схемы учебного материала, памятки для учащихся, электронные дидактические средства, подборка учебных, художественных, технических, научных и научно-популярных текстов, исторических, нормативных и правовых документов, видеоролики, мультимедийные презентации, образовательные форумы, блоги, сайты, электронные тематические словари и справочники с открытой возможностью их дополнения обучающимися.
Таким образом, учителем создается деятельностно-творческая среда как средство формирования метапредметной компетентности учащихся в условия цифровизации образования.